Закон о локализации такси: что изменится и к чему готовиться выборжанам

freepik.com
С 1 марта 2026 года в России вступает в силу новый закон о локализации автомобилей такси. Что это значит для водителей, пассажиров и рынка в целом?
Госдума в ускоренном порядке одобрила спорный законопроект о «локализации такси», вызвав бурю обсуждений среди автоперевозчиков и экспертов. Несмотря на сопротивление со стороны отраслевых лоббистов, документ прошёл второе и третье чтения, и теперь ожидает утверждения Советом Федерации и подписи президента.
В чём суть нового закона?
С 1 марта 2026 года все такси, желающие работать официально, должны будут попасть в специальный реестр. Один из ключевых критериев допуска — высокий уровень локализации автомобиля. Машина должна набирать не менее 3200 баллов, что соответствует требованиям для участия в госзакупках.
Изначально это правило фактически допускало на рынок лишь продукцию АВТОВАЗа, но после обсуждений в документ внесли важную поправку: разрешено использовать автомобили, выпущенные в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), подписанного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Таким образом, к разрешённым моделям добавились
- собранные в Калининграде китайские BAIC и Kaiyi,
- электромобили Evolute.
А вот такие марки, как Haval, уже не попадают под действие закона, так как их СПИК был заключён до установленного периода.
Важно: машины, внесённые в реестр до 1 марта 2026 года, останутся в системе. Более того, введены послабления по срокам: в Калининграде и Сибири закон начнёт действовать только с 2028 года, а на Дальнем Востоке — с 2030 года.
Что думают эксперты?
По мнению Дмитрия Матвеева, генерального директора компании «Мой Автопрокат», российский автопром в последние годы показывает рост продаж, в том числе благодаря господдержке и отсутствию проблем с комплектующими. Но реальный выбор моделей крайне ограничен — рынок держится на одной Lada Granta.
Если бы возродили, скажем, «Оку», это бы серьёзно помогло автопаркам, — говорит Матвеев. — Раньше нас здорово выручал Datsun mi-DO, но его производство прекратилось ещё в 2020 году. А достойных китайских аналогов в этом сегменте до сих пор нет.
Эксперт также обращает внимание, что ужесточение требований может вызвать дефицит автомобилей на рынке, ведь мощности отечественных заводов уже близки к пределу.
Удар по конкуренции
Одна из главных опасностей закона — резкое сокращение конкуренции. Как отмечает Матвеев, именно благодаря множеству китайских брендов происходило качественное развитие сектора: машины становились безопаснее и комфортнее, а цены — более доступными.
После вступления закона в силу может начаться работа по принципу: «И так купят, куда денутся». Это риск для отрасли, — уверен он.
Кроме того, новые модели из локализованных брендов, за исключением отдельных примеров вроде Москвич 3 и Evolut i-Pro, ещё не прошли проверку временем и не доказали свою надёжность в условиях интенсивной эксплуатации в такси.
Поддержка с оговорками
Матвеев подчёркивает, что в целом идея правильная: российский автопром нуждается в поддержке. Но внедрять такие реформы нужно поэтапно, чтобы рынок мог адаптироваться.
Некоторые отечественные автомобили уже неплохо конкурируют с «китайцами», но говорить о полноценной замене пока рано. Главное — не ослаблять конкуренцию, потому что именно она толкает рынок вперёд, — заключает эксперт.
Самые популярные марки российских автомобилей
Марка автомобиля | Основные модели 2025 года | Краткая характеристика и популярность |
Lada | Vesta, Granta, Niva, Xcite X-Cross 7 | Самая популярная российская марка, лидирует по продажам новых и подержанных авто. В 2025 году выходит новый кроссовер и спортивная версия Niva. |
УАЗ | Patriot, Pickup, Hunter | Известен внедорожниками, стабильно востребован в регионах и среди любителей бездорожья. |
Москвич | Москвич 3, Москвич 6, Москвич 8 | Современные кроссоверы и седаны на базе китайских моделей, активно развивает производство. |
Sollers | Atlant, Argo, ST6 | Производит коммерческие авто, пикапы и фургоны, расширяет модельный ряд. |
Aurus | Senat, Komendant, Arsenal | Премиальные автомобили представительского класса, малотиражное производство. |
Evolute | i-Pro, i-Joy, i-Jet, i-Sky | Электромобили российского производства, субсидируются государством. |
Амберавто | A5 (электроседан) | Новый бренд электромобилей, стартовал в Калининграде. |
Solaris | HS, HC, KRX, KRS | Бюджетные седаны и кроссоверы, продолжение популярных моделей на бывших мощностях Hyundai и Kia. |