Закон о локализации такси: что изменится и к чему готовиться выборжанам

Такси
Такси
Источник изображения

freepik.com

Такси
Источник изображения

freepik.com

С 1 марта 2026 года в России вступает в силу новый закон о локализации автомобилей такси. Что это значит для водителей, пассажиров и рынка в целом?

Госдума в ускоренном порядке одобрила спорный законопроект о «локализации такси», вызвав бурю обсуждений среди автоперевозчиков и экспертов. Несмотря на сопротивление со стороны отраслевых лоббистов, документ прошёл второе и третье чтения, и теперь ожидает утверждения Советом Федерации и подписи президента.

В чём суть нового закона?

С 1 марта 2026 года все такси, желающие работать официально, должны будут попасть в специальный реестр. Один из ключевых критериев допуска — высокий уровень локализации автомобиля. Машина должна набирать не менее 3200 баллов, что соответствует требованиям для участия в госзакупках.

Изначально это правило фактически допускало на рынок лишь продукцию АВТОВАЗа, но после обсуждений в документ внесли важную поправку: разрешено использовать автомобили, выпущенные в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), подписанного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Таким образом, к разрешённым моделям добавились

  • собранные в Калининграде китайские BAIC и Kaiyi,
  • электромобили Evolute. 

А вот такие марки, как Haval, уже не попадают под действие закона, так как их СПИК был заключён до установленного периода.

Важно: машины, внесённые в реестр до 1 марта 2026 года, останутся в системе. Более того, введены послабления по срокам: в Калининграде и Сибири закон начнёт действовать только с 2028 года, а на Дальнем Востоке — с 2030 года.

Что думают эксперты?

По мнению Дмитрия Матвеева, генерального директора компании «Мой Автопрокат», российский автопром в последние годы показывает рост продаж, в том числе благодаря господдержке и отсутствию проблем с комплектующими. Но реальный выбор моделей крайне ограничен — рынок держится на одной Lada Granta.

Если бы возродили, скажем, «Оку», это бы серьёзно помогло автопаркам, — говорит Матвеев. — Раньше нас здорово выручал Datsun mi-DO, но его производство прекратилось ещё в 2020 году. А достойных китайских аналогов в этом сегменте до сих пор нет.

Эксперт также обращает внимание, что ужесточение требований может вызвать дефицит автомобилей на рынке, ведь мощности отечественных заводов уже близки к пределу.

Удар по конкуренции

Одна из главных опасностей закона — резкое сокращение конкуренции. Как отмечает Матвеев, именно благодаря множеству китайских брендов происходило качественное развитие сектора: машины становились безопаснее и комфортнее, а цены — более доступными.

После вступления закона в силу может начаться работа по принципу: «И так купят, куда денутся». Это риск для отрасли, — уверен он.

Кроме того, новые модели из локализованных брендов, за исключением отдельных примеров вроде Москвич 3 и Evolut i-Pro, ещё не прошли проверку временем и не доказали свою надёжность в условиях интенсивной эксплуатации в такси.

Поддержка с оговорками

Матвеев подчёркивает, что в целом идея правильная: российский автопром нуждается в поддержке. Но внедрять такие реформы нужно поэтапно, чтобы рынок мог адаптироваться.

Некоторые отечественные автомобили уже неплохо конкурируют с «китайцами», но говорить о полноценной замене пока рано. Главное — не ослаблять конкуренцию, потому что именно она толкает рынок вперёд, — заключает эксперт.

Самые популярные марки российских автомобилей

Марка автомобиляОсновные модели 2025 годаКраткая характеристика и популярность
LadaVesta, Granta, Niva, Xcite X-Cross 7Самая популярная российская марка, лидирует по продажам новых и подержанных авто. В 2025 году выходит новый кроссовер и спортивная версия Niva.
УАЗPatriot, Pickup, HunterИзвестен внедорожниками, стабильно востребован в регионах и среди любителей бездорожья.
МосквичМосквич 3, Москвич 6, Москвич 8Современные кроссоверы и седаны на базе китайских моделей, активно развивает производство.
SollersAtlant, Argo, ST6Производит коммерческие авто, пикапы и фургоны, расширяет модельный ряд.
AurusSenat, Komendant, ArsenalПремиальные автомобили представительского класса, малотиражное производство.
Evolutei-Pro, i-Joy, i-Jet, i-SkyЭлектромобили российского производства, субсидируются государством.
АмберавтоA5 (электроседан)Новый бренд электромобилей, стартовал в Калининграде.
SolarisHS, HC, KRX, KRSБюджетные седаны и кроссоверы, продолжение популярных моделей на бывших мощностях Hyundai и Kia.