Постапокалипсис на железной дороге: что происходит в «Пионерском парке» под Петербургом, где умирают локомотивы

Старый поезд
Старый поезд
Источник изображения

Нейросеть

Старый поезд
Источник изображения

Нейросеть

Там поезда доживают свой век или ждут «воскрешения».

На первый взгляд это место напоминает декорации к постапокалиптическому фильму: десятки старых локомотивов, покрытых ржавчиной, с облупившейся краской и травой, пробивающейся сквозь колёса.

Но для любителей железнодорожной истории это настоящий музей под открытым небом.

Как всё начиналось

История началась в Зеленогорске, куда свозили списанные и аварийные поезда. Их мечтали отреставрировать, но быстро поняли, что большинство машин уже не вернуть в строй.

Зато они стали магнитом для любителей старины. Позже коллекцию перевезли на станцию Лебяжье, где она стала частью Центрального музея железнодорожного транспорта под названием «Пионерский парк».

Что здесь можно увидеть

Сейчас на площадке около 50 экспонатов — от паровозов XIX века до советских тепловозов. Среди них:

  • Товарный паровоз 1913 года из Луганска — один из старейших в коллекции.
  • Электропоезд 1928 года, курсировавший между Москвой и Мытищами.
  • Трофейный немецкий паровоз, переделанный под советскую колею.
  • Тепловоз М62-1829 — использовался для перевозки «ядерных» составов РВСН.

Особняком стоит паровоз Су206-56 — единственный сохранившийся экземпляр «второго выпуска» серии Э, который начали строить ещё до революции.

Проблемы сохранности

Большинство экспонатов находятся в плачевном состоянии: коррозия, гниющие детали, осыпающаяся краска. Влажный воздух Финского залива ускоряет разрушение. Посетители отмечают, что некоторые локомотивы буквально «обрастают» травой, а внутрь вагонов лучше не заглядывать — там часто валяется мусор и битое стекло.

Несмотря на это, часть машин всё же поддерживается в относительном порядке: несколько паровозов перекрашивают, а на экскурсиях разрешают забираться в кабину автомотрисы (самоходного вагона).

Будущее площадки

Энтузиасты предлагают построить ангары для защиты техники от непогоды, но пока это лишь мечты. Музей существует благодаря энтузиазму сотрудников и редким грантам. Тем не менее экскурсии здесь проводятся регулярно с мая по октябрь, а зимой — по предварительной записи.

Совет бывалых: если хотите рассмотреть детали, приезжайте утром. Уже в ноябре после 15:00 становится темно, и что-то разглядеть сложно.

Для тех, кто захочет посетить это место: несмотря на все недостатки, оно уникально. Где ещё можно увидеть паровоз, который возил уголь для царских заводов, и тепловоз, перевозивший ядерные боеголовки, в одном ряду?

Адрес: Ленинградская область, Ломоносовский район, Лебяженское городское поселение.