«Никому не пригодится»: как отреагировали россияне на обязательную сдачу ЕГЭ по истории

Фотобанк — unsplash.com
Президент Путин поддержал идею об обязательном экзамене по истории для поступающих на гуманитарные и социально-экономические специальности.
В 2025 году история снова выходит на первый план — теперь обязательный ЕГЭ по этому предмету введён для всех, кто хочет поступать на гуманитарные и социально-экономические направления.
Это решение поддержал лично президент, и, кажется, история снова становится не просто школьным предметом, а настоящим испытанием для будущих студентов.
Что же представляет собой ЕГЭ по истории в 2025 году?
Экзамен остался по структуре прежним, но с важными нюансами. Он состоит из двух частей и включает 21 задание. Первая часть — 12 вопросов с краткими ответами: это могут быть даты, имена, сопоставления событий и работа с историческими источниками, картами и схемами.
Вторая часть — 9 заданий с развёрнутыми ответами, где нужно не просто знать факты, а уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и аргументировать свою точку зрения.
Время на экзамен — 3 часа 30 минут. За это время нужно показать не только знание истории России и мировой истории, но и умение работать с источниками, понимать исторический контекст и современность.
Кстати, в экзамене теперь есть вопросы, связанные с событиями вплоть до 2022 года, включая специальную военную операцию на Украине — это новый акцент, который показывает, что история — это не только далёкое прошлое, но и текущие события.
Максимум можно набрать 42 первичных балла, которые переводятся в тестовые по специальной шкале, где 42 — это 100 баллов. Минимальный проходной порог — 9 баллов, но для поступления на профильные специальности нужно гораздо больше.
Почему история стала обязательной именно для гуманитариев?
Раньше многие гуманитарные направления сдавали обществознание, но теперь история — это обязательный экзамен для тех, кто хочет заниматься историей, археологией, культурологией, политологией, международными отношениями и даже журналистикой. Это логично: без понимания прошлого сложно разбираться в настоящем и строить будущее.
Что изменилось в экзамене и почему?
Хотя структура осталась прежней, в экзамен добавили новые темы, особенно по новейшей истории. Например, задание, где нужно назвать причины и последствия исторических событий, теперь требует более глубокого анализа — и это непросто.
Также в экзамен включили вопросы о современной истории России, что заставляет выпускников быть в курсе не только учебников, но и новостей, пишет fontanka.ru.
А как к этому относятся сами люди?
В сети разгорелась настоящая дискуссия.
- «Большинство так называемых "исторических" знаний никому и никогда в жизни не пригодятся. Зачем знать год подписания Соборного уложения или дату съезда партии?»
- «Потому что любой нормальный коренной житель России на большинство этих вопросов ответит. Это наша родина, и мы хотим про неё всё знать».
- «Формулировки про "соответствия" жутко корявые. Можно было просто спросить: в каком году произошло событие. А то получается, будто год публикации какого-то издания — это дата самого события».
- «Раньше в советское время учили КПСС, теперь — царей».
- «Вообще-то по гуманитарным направлениям сдавали обществознание. Зачем теперь история?»
- «Ну, тут такое дело — есть программа, её надо сдать. В физмат лицее больше отчисляют за неуспеваемость по истории и литературе, чем по математике».
Эти мнения отражают разные взгляды на роль истории в образовании. Кто-то считает её ненужной, кто-то — важной частью национальной идентичности, а кто-то просто видит в этом очередное испытание.
Итог
ЕГЭ по истории в 2025 году — это не просто набор дат и фактов, а экзамен, который проверяет умение мыслить, анализировать и понимать сложные исторические процессы, включая современность.
Для тех, кто выбирает гуманитарные профессии, это важный и серьёзный шаг. И хотя экзамен не стал проще, он даёт шанс показать, что история — это живой предмет, связанный с нашей жизнью и будущим страны.
Так что, если вы собираетесь сдавать историю, готовьтесь не только зубрить даты, но и думать, связывать события, понимать причины и следствия. Ведь история — это не просто прошлое, это ключ к пониманию настоящего.