Почему тормоза издают скрип: главные причины и насколько это опасно для водителей Выборга

Ремонт колодок
Ремонт колодок
Источник изображения

pixabay.com

Ремонт колодок
Источник изображения

pixabay.com

Скрип при торможении — распространённое явление в автомобилях. Опасно ли это — зависит от причины появления звука и наличия сопутствующих симптомов.

Объясняем, что вызывает скрип в тормозной системе, когда необходимо обратиться в автосервис, а когда можно обойтись без ремонта.

Основные источники скрипа в передних и задних тормозах

Шумы в тормозной системе могут появиться как в новых авто, так и в машинах с пробегом. Причины разнообразны —

  • влажность,
  • холод,
  • последствия ремонта,
  • без видимых на то оснований.

Хотя передние и задние дисковые тормоза конструктивно схожи, нагрузка на них различается.

  1. Передние тормоза принимают до 70% усилия при торможении, из-за чего чаще всего скрип раздаётся именно оттуда.
  2. Задние тормоза, особенно барабанного типа, могут скрипеть из-за износа или заклинивания колодок.

1. Износ тормозных колодок

Одна из наиболее частых причин шума — сильный износ колодок. Когда толщина фрикционного слоя опускается до минимального уровня (около 3—4 мм), специальная металлическая пластина начинает тереться о диск, вызывая характерный писк. Это сигнал к срочной замене тормозных элементов.

2. Загрязнение тормозного узла

Попадание пыли, песка или грязи между колодкой и диском также приводит к скрипу. Такое случается после поездок по бездорожью или в дождливую погоду. Как правило, проблема исчезает после мойки или со временем, когда загрязнение сотрётся.

3. Отсутствие антискрипных пластин

Эти элементы поглощают вибрации между суппортом и колодкой. Если их не установили после замены тормозов или просто забыли — скрип не заставит себя ждать, особенно при лёгком нажатии на тормоз.

4. Перегрев тормозов

Длительное торможение или частое экстренное замедление перегревает тормозную систему. Колодки могут перегреться до образования на их поверхности стекловидного налёта, который нарушает трение. Возникает стойкий визг или металлический писк.

Проблема устраняется только заменой изношенных компонентов.

5. Ошибки при установке колодок

Некачественная установка может стать источником шума. Если не очистить посадочные места, неправильно установить или забыть про антискрипные элементы — колодка может быть прижата неравномерно или «болтаться» в суппорте. Это вызывает скрежет при торможении.

6. Заклинивание суппорта или направляющих

Грязь и коррозия могут привести к заеданию суппорта или направляющих. Это мешает равномерному прижатию колодок к тормозному диску, вызывая

  • перегрев,
  • деформацию,
  • шум.

Обычно проблему решают разборкой, очисткой и смазкой узлов.

7. Качество материала колодок

Иногда шум возникает сразу после замены тормозных колодок. В бюджетных вариантах часто используют примеси металла или некачественные смолы, из-за чего фрикционный материал плохо взаимодействует с диском и издаёт посторонние звуки при нагреве.

Когда скрип — это норма

  1. Иногда скрип не указывает на поломку. Например, у новых колодок, пока они не притёрлись к дискам, может наблюдаться шум при торможении. Это явление временное.
  2. Также скрип может возникнуть после стоянки или сырой погоды: на поверхности диска появляется ржавчина, которая быстро стирается при первых торможениях. Шум исчезает сам по себе.
  3. Некоторые типы тормозных колодок — особенно спортивные или керамические — изначально могут работать с шумом. Это не дефект, а особенность жёсткого и термостойкого материала.

Заключение

Скрип в тормозной системе не всегда означает неисправность. Если отсутствуют вибрации, ухудшение тормозной динамики или другие тревожные признаки — повода для паники нет. Однако, если шум стал постоянным или сопровождается другими симптомами — не стоит откладывать визит в сервис.

Самые популярные марки тормозной жидкости в России

МестоБренд / МодельКлассТемпература кипения (сухая/увлажн.)Вязкость при —40 °CОсновные преимущества
1Mobil Brake Fluid DOT 4DOT 4+265 °C / +160 °C1300 сСтЭффективность, защита от коррозии, стабильность
2ЛУКОЙЛ DOT 4DOT 4+255 °C / +166 °C1570 сСтСтабильная работа, защита, совместимость
3G-Energy Expert DOT 4DOT 4Не указаноНе указаноЗащита от коррозии, стабильность при разных температурах
4TOTACHI NIRO Brake Fluid DOT-4DOT 4Не указаноНе указаноВысокая стабильность, защита, подходит для ABS/ESP
5SINTEC Euro DOT 4DOT 4+264 °C / +176 °C920 сСтСоответствие стандартам, предотвращает паровые пробки
6ROSDOT DOT 4 Pro DriveDOT 4Не указаноНе указаноДля экстремальных условий, высокая температура кипения
7LIQUI MOLY DOT 4DOT 4Не указаноНе указаноВысокое качество, термостабильность
8LUXE DOT 4DOT 4Не указаноНе указаноХорошие характеристики, доступная цена
9Glanz DOT-4DOT 4Не указаноНе указаноТермостабильность, защита от коррозии
10NIAGARA DOT-4DOT 4Не указаноНе указаноБыстрое торможение, защита резиновых деталей