Платные дороги: 6 неожиданных фактов, о которых выборжане могли не догадываться

freepik.com
Откуда вообще пошла практика платных дорог и что интересного с ней связано.
Платные автомагистрали стали привычной частью жизни российских водителей относительно недавно — лишь с конца 1990-х. Но до сих пор о них известно далеко не всё. Более того, многие даже не подозревают, какую сумму нужно будет заплатить, подъезжая к пункту оплаты (особенно с учетом того, что тарифы часто указаны мелким шрифтом, который невозможно разглядеть на ходу).
Кто первым придумал брать деньги за проезд
Впервые идея брать деньги за использование дорог появилась в Англии во второй половине XVII века. В те времена за состояние дорог отвечали местные жители, через чьи земли пролегали пути. Однако интенсивное движение, связанное с торговлей, быстро вывело дороги из строя, а у крестьян попросту не хватало ресурсов и сил на постоянный ремонт.
Чтобы решить проблему, в 1663 году парламент Англии разрешил судьям трёх графств вводить оплату за проезд и направлять эти средства на содержание трасс. Система оказалась настолько эффективной, что уже в XVIII веке этим занялись специальные трастовые организации, а к середине XIX века они обслуживали более 80% всех дорог в стране. Вслед за Англией идею начали внедрять и другие государства.
Почему платные дороги до сих пор актуальны
Принцип остался тем же: водители платят за проезд, а на вырученные средства дорога содержится в надлежащем состоянии. Именно благодаря этим платежам на платных трассах обычно
- чистые обочины,
- качественное покрытие,
- высокая пропускная способность.
Кроме того, платные участки часто строятся параллельно перегруженным бесплатным трассам, обеспечивая разгрузку дорожного трафика. Такие дороги проектируют с учётом скорости, безопасности и удобства: допустимая скорость может достигать 130 км/ч, а каждые 20—50 км обустроены зоны отдыха.
Франция, Италия, Испания, Южная Корея, США, Швейцария, Австрия и Япония считаются странами с лучшими платными дорогами в мире благодаря сочетанию качества покрытия, развитой инфраструктуры, удобства оплаты и безопасности для водителей.
Кто ввёл платные трассы в России
Идея платных дорог в России была узаконена в декабре 1992 года, когда Борис Ельцин подписал соответствующий указ. Уже в 1998 году часть федеральной трассы М-4 «Дон», ведущей к Чёрному морю, стала первой платной дорогой в стране. Этот маршрут выбрали не случайно — он всегда был одним из самых популярных среди россиян.
Почему у нас не работают «европейские» подходы
На трассе М11 «Нева», соединяющей Москву и Санкт-Петербург, в своё время установили отворотные шлагбаумы, которые при лёгком наезде открываются, не повреждая машину. Такая система широко используется в Европе.
Но в российских реалиях всё оказалось иначе: находчивые водители начали специально отгибать шлагбаумы, чтобы не платить. Так как штрафов за такой проезд тогда не было, избежать ответственности было просто. В результате систему заменили на жёсткие шлагбаумы, которые ломаются при наезде. Ремонт устройства стоит от 100 тысяч рублей, и виновник должен будет оплатить ущерб.
Кто управляет платными дорогами и зачем это знать
У каждой платной трассы есть владелец и оператор. Владелец принимает стратегические решения, включая установку тарифов, а оператор следит за обслуживанием дороги, взаимодействует с водителями и собирает оплату, передавая её владельцу или концессионеру.
Чаще всего владельцами являются госкомпании вроде «Автодора» или Росавтодора, а операторами выступают дочерние структуры, такие как «Автодор — Платные дороги» и ООО «Объединённый оператор».
На региональном уровне владельцами могут быть местные власти или частные инвесторы, а операторами — региональные компании. Почему это важно? Например, в случае аварии из-за плохой уборки снега, именно оператор несёт ответственность. Один из случаев: водитель взыскал компенсацию с оператора ООО «СПП» после ДТП на скользком участке.
Информацию о конкретном операторе можно найти в открытых источниках — она находится в свободном доступе.
Когда платные дороги становятся снова бесплатными
Хотя обычно платность — необратимое явление, в России есть исключения. Так, трасса «Алтай-Кузбасс» и мост через Обь в Барнауле в своё время были платными, но затем проезд по ним сделали бесплатным. Губернатор Алтайского края тогда заявил, что неудобств от платы оказалось больше, чем пользы.
После отмены платы некоторые водители жаловались, что на участках стало чаще появляться ГАИ, но в целом шаг был воспринят как благо для жителей.
Можно сколько угодно спорить о необходимости платных дорог, но очевидно одно: они удобны. Можно выбрать — ехать быстро по ровной, ухоженной трассе за деньги или бесплатно, но медленно и с пробками. Главное, что у вас есть выбор.
Самые важные платные дороги в России
Название дороги | Основные города/участки | Протяжённость платных участков | Особенности и примечания |
М-1 «Беларусь» | Москва — Смоленск — граница с Беларусью | ~33 км (33—66 км) | Включает Северный обход Одинцова |
М-3 «Украина» | Москва — Калуга — Брянск — граница с Украиной | несколько участков | |
М-4 «Дон» | Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск | более 700 км | Самая протяжённая платная трасса |
М-11 «Нева» | Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург | ~684 км | Скоростная автомагистраль |
М-12 «Восток» | Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань (будет продлена до Екатеринбурга) | более 500 км (2025) | Новая скоростная трасса |
А-113 ЦКАД | Московская область (кольцевая дорога) | ~260 км | Центральная кольцевая дорога |
Московский скоростной диаметр (МСД) | Москва | 40+ км | Городская скоростная магистраль |
Западный скоростной диаметр (ЗСД) | Санкт-Петербург | ~46 км | Городская платная трасса |
Проспект Багратиона (СДКП) | Москва (Северный дублёр Кутузовского проспекта) | ~11 км | Новый городской платный участок |
Северный обход Одинцова | Московская область | ~18 км | Соединяет М-1 и проспект Багратиона |