Чудеса Санкт-Петербурга: как в музее нашли неизвестную рукопись самого Баха

Иоганн Себастьян Бах. Арт
Иоганн Себастьян Бах. Арт
Источник изображения

Нейросеть

Иоганн Себастьян Бах. Арт
Источник изображения

Нейросеть

Это открытие произошло благодаря внимательному взгляду исследователей.

В мире классической музыки сенсации случаются нечасто, но иногда архивы раскрывают свои тайны самым неожиданным образом. Так произошло в Санкт-Петербурге, где в стенах Пушкинского Дома — Института русской литературы — была обнаружена рукопись, способная изменить представление о творчестве самого Иоганна Себастьяна Баха.

История находки началась с того, что в архиве института долгие годы хранилась нотная рукопись, на которую почти никто не обращал внимания.

Всё изменилось благодаря внимательности одной исследовательницы, которая решила провести графологическую экспертизу.

Результаты превзошли все ожидания: перед специалистами предстал подлинный автограф Баха, причём не просто копия, а новая, ранее неизвестная версия его знаменитой 199-й кантаты.

Иоганн Себастьян Бах обладал абсолютным слухом и феноменальной памятью. Услышав какое-либо музыкальное произведение единожды, он мог потом сыграть его самостоятельно без единой ошибки.

До этого момента считалось, что существует всего четыре варианта этого произведения. Теперь стало ясно: Бах создал как минимум пять версий, и одна из них более 80 лет тихо ждала своего часа в российском архиве.

Это открытие произвело настоящий фурор не только среди российских музыковедов, но и в Германии, на родине композитора. Там новость восприняли как сенсацию: впервые музыку Баха исполнили по нотам, найденным в России.

Особую остроту ситуации придаёт тот факт, что рукопись десятилетиями пролежала в архиве, незамеченная среди других документов.

Только внимательность и профессионализм сотрудников Пушкинского дома позволили вернуть миру ещё одну грань творчества великого композитора. Уже через несколько дней после открытия восстановленную по найденному автографу версию кантаты впервые исполнили в немецком Кётене на Международном фестивале Баха.

Эта история — не просто о везении или случайности. Она о том, как научная скрупулёзность, любовь к музыке и немного удачи могут привести к открытиям, способным изменить историю музыки, пишет «Окно в Россию».

Теперь исследователи со всего мира с нетерпением ждут: а вдруг в архивах России скрывается ещё одна рукопись, готовая удивить и вдохновить новое поколение слушателей?

Композитор сочинил более тысячи произведений, охватывающих различные жанры: от церковной музыки до светских инструментальных пьес. Он часто работал допоздна, создавая музыку даже в ночные часы.