Литературный скандал столетия в Петербурге: как Гончаров Тургенева в плагиате обвинял

Иван Тургенев и Иван Гончаров. Арт
Иван Тургенев и Иван Гончаров. Арт
Источник изображения

Нейросеть

Иван Тургенев и Иван Гончаров. Арт
Источник изображения

Нейросеть

Отношения между писателями были безвозвратно испорчены.

В мире литературы редко можно встретить конфликты, которые оставили бы такой глубокий след в истории русской словесности, как спор между Иваном Гончаровым и Иваном Тургеневым.

Этот эпизод, произошедший в 1860 году, не только стал поворотным моментом в отношениях двух известных писателей, но и показал, насколько деликатной может быть тема авторских прав в литературном сообществе.

Начало конфликта

Иван Гончаров и Иван Тургенев были знакомы с 1847 года, когда они встретились на одной из встреч у критика Виссариона Белинского. Несмотря на дружеские отношения, Гончаров начал замечать, что Тургенев проявляет особый интерес к его творческим планам.

Однажды во время беседы Гончаров поделился с Тургеневым идеями своего нового романа, включая сюжет и характеры героев.

Это было зимой 1858 года, и вскоре Тургенев представил на домашнем чтении свой роман «Дворянское гнездо». Гончаров сразу же заметил сходство между персонажами Тургенева и своими собственными героями из романа «Обрыв».

Третейский суд — это негосударственный юридический орган, который решает гражданско-правовые (в основном коммерческие) споры.

Обвинения в плагиате

Гончаров обвинил Тургенева в том, что тот использовал его идеи без разрешения. Он потребовал убрать из романа несколько сцен, которые, по его мнению, были списаны с его произведений.

Тургенев отрицал плагиат, но согласился убрать некоторые эпизоды, чтобы снять напряжение. Однако конфликт не утих, и после публикации романа «Накануне» в январе 1860 года Гончаров снова обвинил Тургенева в краже идей.

Третейский суд

Чтобы разрешить конфликт, Тургенев предложил устроить третейский суд, на котором другие литераторы должны были решить, действительно ли он заимствовал идеи из произведений Гончарова.

Суд состоялся 10 апреля 1860 года (по другим источникам, 29 марта) на квартире Гончарова в Петербурге. В состав судей вошли известные литературные критики Павел Анненков, Александр Дружинин, Степан Дудышкин и цензор Александр Никитенко.

Решение суда

Судьи пришли к выводу, что, хотя произведения писателей имеют некоторые совпадения в мыслях и выражениях, это не является доказательством плагиата.

Они объяснили сходство тем, что оба писателя черпали вдохновение из одной и той же русской культурной почвы.

Гончаров согласился с решением суда, но отношения между двумя писателями были безвозвратно испорчены. Тургенев решил прекратить общение с Гончаровым и избегать встреч с ним.

Последствия конфликта

Этот литературный скандал не только повлиял на личные отношения Гончарова и Тургенева, но и оставил след в истории русской литературы.

Он показал, насколько чувствительной может быть тема авторских прав и как важно уважать чужую интеллектуальную собственность.

Конфликт также стал поводом для размышлений о творческом процессе и о том, как идеи могут пересекаться и развиваться в литературном сообществе.

Последствия для Тургенева:

  • Разрыв дружбы: Тургенев и Гончаров перестали общаться друг с другом. Тургенев решил избегать встреч с Гончаровым, что означало конец их дружеских отношений.
  • Изоляция Гончарова: Гончаров, чувствуя себя обиженным и непонятым, становился всё более замкнутым и изолированным от литературного сообщества.
  • Отсутствие негативного влияния: решение суда не нанесло значительного ущерба репутации Тургенева. Он продолжал оставаться признанным и уважаемым писателем в России и за рубежом.
  • Продолжение творческой деятельности: Тургенев не прекратил свою творческую деятельность и продолжал писать успешные произведения.