10 самых интересных фактов о метро Петербурга: о некоторых могли не знать даже местные

Фотобанк — freepik.com
Собрали интересные сведения о петербургской подземке.
Метро Санкт-Петербурга — это не просто подземный транспорт, а настоящий музей под землей с богатой историей и множеством уникальных особенностей. Вот 10 самых интересных фактов о петербургском метро, которые точно удивят даже тех, кто ездит в нем каждый день.
1. Самое глубокое метро в России
Станции петербургского метро расположены очень глубоко — в среднем более чем на 50 метрах под землёй. Самая глубокая станция — «Адмиралтейская» — находится почти на 86 метрах! Это связано с особенностями геологии города и необходимостью прокладывать тоннели под Невой и другими водными объектами.
2. Долгая история строительства
Идея построить метро в Петербурге возникла еще в начале XIX века — в 1820 году инженер Торгованов предложил проект тоннеля под Невой. Но реальное строительство началось только в середине XX века, в 1947 году, после долгих перерывов из-за войны и других причин. Первая линия была открыта в 1955 году.
3. Первая станция — «Дачное»
Хотя официальное открытие метро состоялось в 1955 году, первой построенной станцией была «Дачная». Она получила такое название из-за расположенного рядом электродепо и была скорее технической, чем пассажирской.
4. Станция-призрак «Адмиралтейская»
«Адмиралтейская» строилась почти 40 лет — из-за сложных геологических условий и необходимости снести дома, чтобы установить длинные эскалаторы. В какой-то момент даже рассматривался вариант с лифтом, но от него отказались в пользу эскалаторов. Из-за долгого строительства станцию прозвали «станцией-призраком».
5. Уникальный дизайн и архитектура
Петербургское метро известно своим лаконичным и в то же время изысканным стилем. Многие станции оформлены в стиле сталинской архитектуры с мозаикой, колоннами и лепниной, но без излишней помпезности, характерной для московского метро. Например, станция «Автово» входит в десятку самых красивых станций мира.
6. Первое метро с кроссплатформенными пересадками
В Санкт-Петербурге впервые в СССР была реализована система кросс-платформенных пересадок, когда пассажиры могут перейти на другую линию, просто перейдя на соседнюю платформу, не поднимаясь наверх. Это значительно экономит время и делает поездки удобнее.
7. Станции закрытого типа — «горизонтальные лифты»
В Санкт-Петербурге построено 10 станций закрытого типа, где посадочные платформы отделены от путей стеклянными перегородками с автоматическими дверями. Это повышает безопасность и уменьшает сквозняки в тоннелях. Такие станции называют «горизонтальными лифтами».
8. Метро в годы войны
Строительство метро началось в 1941 году, но война прервала работы. Многие строители были направлены на оборонительные работы, в том числе на создание «Дороги жизни» через Ладожское озеро. После войны строительство возобновилось, и в 1955 году метро открылось.
9. Технологические новшества
В 1964 году в петербургском метро появились первые поезда с автоматическим управлением, что повысило точность остановки и снизило нагрузку на машинистов. В 1965 году внедрили автоматическое объявление станций и предупреждение о закрытии дверей.
10. Современное развитие
Сегодня Петербургский метрополитен — это 5 линий и 69 станций, которые продолжают расширяться. Несмотря на современные технологии, в оформлении новых станций сохраняется традиция практичности и сдержанности, что отличает его от московского метро.
Петербургское метро — это не просто транспорт, а часть истории и культуры города. Его глубокие станции, архитектура и технологические решения делают поездки по нему настоящим приключением и позволяют почувствовать дух Северной столицы даже под землей.