«Водитель не обязан»: как курьеры Петербурга приспосабливаются к новым ограничениям

Фотобанк — unsplash.com
Смольный может изменить зоны запрета для курьеров, если нарушений будет много.
С 1 июля 2025 года в Петербурге началась новая эра для курьеров и любителей электросамокатов — власти ввели серьезные ограничения на передвижение по центральным улицам и паркам.
Казалось бы, всё ради безопасности — но как это работает на практике?
Запреты, которые никто толком не понял
Власти решили ограничить скорость электросамокатов и электровелосипедов на тротуарах до 10 км/ч и запретили курьерам ездить по некоторым центральным улицам и зеленым зонам. Казалось бы, логично: меньше скорости — меньше аварий, меньше хаоса на тротуарах.
Но вот беда — курьеры и операторы кикшеринга о новых правилах узнали в последний момент. Информации было мало, разъяснений почти не было, а технических средств для контроля нарушений — еще меньше.
В итоге в первый же день запретов улицы центра города превратились в настоящий хаос: курьеры продолжали гонять на своих самокатах и велосипедах, игнорируя ограничения, а скорость никто не контролировал.
Штрафы, конечно, есть — от 4 тысяч рублей для простых граждан до сотен тысяч для компаний, но кто и как будет их выписывать — вопрос открытый.
Почему всё это выглядит как театр абсурда?
С одной стороны, чиновники говорят, что ограничения нужны для безопасности пешеходов и самих курьеров. С другой — операторы микромобильности и службы доставки в один голос твердят, что новые правила технически невыполнимы и вводятся без учета реальной жизни на улицах.
Например, ограничение скорости в 10 км/ч на тротуарах — это практически пеший шаг. Контролировать такую скорость с помощью камер и GPS почти невозможно, да и курьеры просто не смогут нормально работать, если будут ползти так медленно.
Кроме того, запрет на езду по проезжей части для велосипедистов и электросамокатов в центре города вызывает массу вопросов. Ведь если есть колеса — почему нельзя ездить по дороге?
Пешеходы на тротуарах, конечно, важны, но и самокатчики, и велосипедисты — тоже участники движения. А сейчас получается, что их фактически выталкивают на тротуары, где они мешают пешеходам и сами рискуют попасть в ДТП, пишет fontanka.ru.
Что думают сами люди?
В соцсетях уже вовсю обсуждают новые правила.
«Короче, штрафовать некому и пока все будет по-старому. Если захотят, устроят день отлова и штрафования».
«Как обычно. Денег много хотят (судя по штрафам), а работать сами не хотят. Хотят, чтобы им эти деньги приносили на блюдечке с голубой каёмочкой, а сами только законы штампуют и деньги в своих карманах считают».
«Только ловить ради штрафодобывания будут не курьеров на электровелосипедах и не прыгунов на "фиксерах", а каких-нибудь девушек на механических прогулочных велосипедах или дворников на старых "Салютах"».
«Мало того, что необоснованно запретили гражданам ездить по проезжей части на велосипедах, так ещё начали регулировать ПДД какими-то нелепыми списками, вместо того, чтобы устанавливать дорожные знаки. Водитель не обязан наизусть помнить все улицы с ограничениями».
«Есть колеса — езжай по проезжей части! По тротуару котики гуляют. Они никак не могут предусмотреть, что по тротуару кто-то понесется».
«Цель, видимо, не безопасность, а штрафодобывание. Специально оставят возможность пользователям кикшеринга и курьерам нарушать, чтобы потом штрафовать их по камерам и набивать карманы деньгами».
«Сегодня на Ленинском проспекте видел десяток доставщиков, которые ехали не меньше 40 километров в час по тротуару. Им пофиг».
Что дальше?
Пока что власти Петербурга ограничились запретами на основных магистралях и в парках, не распространяя ограничения на весь центр. Контролировать нарушения будут вместе с полицией, но пока что это больше похоже на декларацию намерений, чем на реальную работу.
Службы доставки и операторы кикшеринга просят отложить введение ограничений до 2026 года и вводить их постепенно, чтобы успеть подготовиться и адаптироваться. А пока курьеры продолжают гонять по привычным маршрутам, а пешеходы и водители — удивляться новым правилам.
Итог
Новые запреты в Петербурге — попытка сделать город безопаснее для всех, но пока что это больше похоже на эксперимент с непредсказуемым результатом.
Курьеры и самокатчики не готовы к таким ограничениям, а власти — к их эффективному контролю. В итоге улицы остаются полем битвы между разными участниками движения, а штрафы пока что висят в воздухе, как угроза, которая может сработать в любой момент — или не сработать вовсе.
Пока что главная задача — найти баланс между безопасностью и удобством, а не просто выписывать штрафы и вводить запреты, которые никто не понимает и не соблюдает.